Street art
Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль. Основной частью стрит арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п.
«Стрит арт своей целью ставит приспособление объектов под городскую среду (обычно такими объектами являются стикеры, постеры, баннеры или изображения, полученные при помощи трафарета, а так же всякого рода инсталляции, скульптуры и т.п.). Так же, как и в граффити, художник создает свой уникальный знак, стилизованный логотип — «лого для эго» — и маркирует им определенный участок городского ландшафта. Но при этом он не просто присваивает территорию, но и диктует ее прочтение зрителю, вовлекает его в диалог, моделируя различные сюжетные программы. Адаптированные под восприятие публики, образы (в отличие от шрифтовых лакун граффити) несут в себе определенный эмоциональный заряд и смысловую нагрузку, удобочитаемую на ходу. Для достижения наиболее адекватного прочтения закладываемых смыслов художники нередко прибегают к помощи шрифта, подобно языку комиксов, озвучивая либо комментируя изображение. Поскольку при этом используются самые обыкновенные материалы, сливающиеся с уличной рекламой, у правительства не возникает необходимости сообщать им некую криминальность и устанавливать на них запрет. Более того, публика, так же как и власти, не реагируют на стрит арт как на нечто ассоциальное даже несмотря на то, что лозунги нередко содержат политические призывы, а образы содержат в себе ярко выраженный сексуальный импульс. Напротив, стрит арт в ряде случаев максимально социален и злободневен, выражая авторскую рефлексию на окружающую действительность. Послания так же могут иметь неоднозначное прочтение в зависимости от места своего расположения. Стрит арт экспериментирует со средой и построен на игре отчетливо прорисованных образов с поверхностями зданий, на которых они размещаются, а так же сталкивании контрастных образов или размещении их в необычной перспективе. Объект здесь включает в себя стену как часть того, что должно быть отчетливо видимым в качестве обрамляющего пространства, граффити же ее просто стирают. В этом состоят основные отличия стрит арта от более замкнутого леттеринга граффити культуры и одновременно причина его широкого распространения. В настоящий момент улицы крупнейших столиц мира покрыты тысячами пиктограмм, абстрактных форм и всякого рода персонажей — логотипов уличных художников. Практически в каждой стране уже сформировался свой самобытный стиль. Исключение не составляет и Россия.»
Граффити
Люди по-разному относятся к граффити. Кто-то считают это искусством, а некоторые - вандализмом, посягательством на частную и коммунальную собственность, вредительством. Что же это на самом деле, нужно разбираться.
История граффити по-настоящему началась в начале 70-х в Нью-Йорке, когда про одного очень упорного паренька была напечатана статья в газете "Нью-Йорк Таймс". Его звали Деметревис, хотя мир его узнал под вымышленным именем Taki183 (Taki - это кличка, а 183 название улицы, на которой он жил). Он работал посыльным, поэтому постоянно бывал в метро, чем и пользовался, оставляя везде свое имя, да так, что вскоре в Манхеттене не осталось ни одного вагона метро, где его не было бы в достаточном количестве. Появление столь необычных надписей вызвало немало внимания со стороны публики, как писали в "Нью-Йорк Таймс". Taki183 стал первым королем граффити. Также свою часть славы получили: Julio204, Frank207 и Joe136. Они даже не подозревали о том, что их тэгание перерастет в явление мирового масштаба. Это был тот «ком», который вскоре превратился в настоящую лавину, в основном - в кварталах Бруклина. С каждым днём он всё больше и больше покрывался метками уличных художников.
Разные очаги новой субкультуры были объединены между собой не чем иным, как метро. Оно было едва ли не единственной связующей нитью между ними. Только благодаря подземке райтеры из разных районов могли узнать друг о друге. Потому почти мгновенно граффити перекинулось с улиц в вагоны метро. По-прежнему вагоны метро «убивались» только тегами, и поэтому ребята старались выделиться количеством надписей со своим ником. Продолжалось это не долго. До тех пор, пока кто-то не сообразил пробраться в депо, где можно проделать то же самое с небывалой продуктивностью, за меньшее время. Причём шансы оказаться пойманным там заметно уменьшались. Именно так и закрепились основные законы и методы современного бомбинга.
Вскоре количество райтеров настолько увеличилось, что им пришлось улучшать свои теги, вносить туда разные элементы, штрихи, звезды, использовать разные шрифты, придавать своим надписям всевозможные формы. Большинство из этих улучшений было только для придания тэгу красивого вида, но были и такие, которые несли смысловую нагрузку. Например, короны использовались райтерами, которые провозглашали себя королями граффити. Самый известный в истории граффити тэг STAY HIGH 149. В нем дымящая сигарета заменяла перекладину в буквах Н, а так же в тэге присутствовал персонаж из известного телесериала «The Saint».
Где-то в то же время многие начали пытаться увеличить в несколько раз свои надписи, но из-за того, что насадки на баллонах с красками были слишком узкими, это требовало много усилий со стороны райтеров, и результат не намного превосходил предыдущий. Потому райтеры стали увеличивать толщину букв, а потом еще и обводить буквы другим цветом (аутлайн). В то время, пытаясь увеличить ширину потока краски, многие райтеры начали экспериментировать с насадками для баллончиков. Они стали ставить кэпы (насадки) от другой спрей-продукции.
Новые толстые буквы позволили увеличить тэги в масштабе, это привело к тому, что некоторые начали при возможности наносить надпись на всю высоту вагона (считается, что пионером здесь был SUPER KOOL 223). Такие шрифты получили название «Top to Bottom» (T to B), т.е. сверху до низу. Для улучшения визуального восприятия усовершенствовали дизайн своих надписей: добавляя пузыри, звезды, разноцветные заливки и тому подобное, но все же надписи продолжали напоминать большие тэги. Наиболее продвинутыми райтерами того времени были HONDO 1, JAPAN 1, MOSES 147, SNAKE 131, LEE 163d, STAR 3, PHASE 2, PRO-SOUL, TRACY 168, LIL HAWK, BARBARA 62, EVA 62, CAY 161, JUNIOR 161 и STAY HIGH 149.
Дух соперничества, желание выделится и стать лучше поспособствовали развитию новых стилей, которые кардинально отличались от тэгов. Райтером из Филадельфии TOPCAT 126 был разработан стиль Broadway (бродвэй), который позже переродился в block busters, представляющий из себя надписи из блоков огромных наклоненных печатных букв. Немного позже PHASE 2 изобрел стиль под названием bubble letters. Буквы этого стиля более мягкие, обтекаемые и чем-то похожие на шары, отчего и происходит название стиля. Эти два стиля были самыми ранними, и потому сыграли огромную роль в дальнейшем развитии граффити - именно от них происходят многие другие стили. Чтобы еще больше выпендриться, некоторые райтеры начали в своих рисунках использовать незатейливые сплетения букв различной формы, стрелки, разрывы и прочие «навороты», которые присуши современному граффити. Все эти разработки вылились вскоре в отдельный стиль Mechanical style (механический стиль), или, как сейчас принято говорить, Wild style (дикий стиль) в сфере шрифтов.
Соревновательный характер граффити привел к так называемой войне стилей. Каждый райтер или группа райтеров старались внести в свои рисунки что-то новое. Например, FLINT 707 и PISTOL придавали своим «кускам» объем. Вся проделанная работа первых «уличных художников» привела к тому, что их идеи являются своеобразным каноном для современных райтеров.
Из-за роста популярности граффити начали появляться идеи несения его в массы. Социолог Hugo Martinez из одного городского колледжа занялся легализацией творчества райтеров, организовав United Graffiti Artists, где собрал самых талантливых и известных райтеров метрополитена и представил их творчество в виде картинной галереи Razor. Галерея при содействии талантливых райтеров стала очень популярной, что подтверждает статья «Хит-парад граффити» опубликованная в журнале «New York» в 1973 году.
В 1974 году такие райтеры как TRACY 168, CLIFF 159 и BLADE ONE начали предпринимать попытки соединения надписи граффити с сюжетными картинами. В основном это достигалось с помощью введения персонажей, чаще всего из мультфильмов. В конце этого же года появились и первые hole cars (шрифты размером во весь вагон). Здесь следует упомянуть заслуги AJ 161 и SILVER TIPS.
Отдельно нужно выделить период 1975-1977 гг., так как эти годы были «золотым веком» для развития бомбинга (нелегального нанесения граффити). Власти плохо финансировали метрополитен. Вагоны не отмывали, почти никто не охранял депо, где стояли поезда, что давало райтерам достаточно возможностей для нанесения своих рисунков. Райтеры этого периода вовсю использовали наработки и каноны предыдущего поколения, однако это оставляло достаточно места для творчества. Количество стилей заметно увеличилось. Например, появился новый быстрый стиль нанесения граффити на стену - Throw up. Этот стиль происходит от Bubble стиля, но отличается от него быстротой заливки и интервалом между штрихами. Throw up позволил райтерам соревноваться не в стиле написания «кусков», а опять-таки в их количестве. Здравый расчет и соперничество привели к тому, что ники новых райтеров состояли из 2 букв, в крайних случаях из 3-х. Королями throw up считаются TEE, IZ, DY 167, PI, IN, LE, TO, OI, FI aka VINNY, TI 149, CY и PEO.
Этот период также называют рассветом whole cars - для большинства команд зарисовать весь вагон было просто «разминкой». Такие райтеры как BUTCH, CASE, KINDO, BLADE, COMET, ALE 1, DOO2, JOHN 150, LEE, MONO, SLAVE, SLUG, DOC 109 CAINE ONE заполнили нью-йоркскую подземку огромным количеством whole cars. Для большинства whole cars были самыми высшими достижениями, но 4 июля 1976 года Caine, Mad 103 и Flame One создали первый whole train (полный поезд) или по-другому «the freedom train» (поезд свободы).
Следующие 3 года ознаменовались новой «войной стилей». Разные группы райтеров соревновались в искусстве и в количестве своих «кусков». Чаще всего это происходило на определенных линиях метро. Например, 2 и 5 линия метро известна тем, что там происходили безмолвные дуэли: DONDI вместе с POSE противостояли DOSE и CHAIN.
Активными райтерами того времени стали CASE 2, KEL 139, MARE, COMET, REPEL, COS 207, DURO, MIN, SHY 147, KADE 198, FED 2, REVOLT, RASTA, ZEPHYR, BOOTS 119, KIT 17, CRASH и DAZE. LEE, CAZ 2, IZ, SLAVE, REE, DONDI, BLADE и COMET. Они продолжали оттачивать свою технику в сфере whole cars. SEEN, MAD, PJ и DUST оккупировали 6-ю линию, подарив ей множество потрясающих чётко сделанных whole cars. MITCH 77, BAN 2, BOO 2, PBODY, MAX 183, и KID 56 захватили 4-ю линию. А FUZZ ONE умудрялся держать позиции на всех 7 линиях метрополитена.
В 1980 году начался перелом, власти начали огромную кампанию против «вандализма», учиненного райтерами. Сами рисунки стали беспощадно уничтожаться. Большинство «кусков» жили не больше одного дня. Самих же уличных художников в депо ждали представители власти. Из-за жестких мер многие отказались от бомбинга и занялись легальным граффити. Большинство талантливых райтеров ушло во всевозможные студии такие, как ESSES studio, Stephan Eins' Fashion Moda и Patti Astor's Fun Gallery. Именно такие галереи помогли распространиться граффити по всему миру.
Компания против бомбинга все больше набирала обороты. Количество продаваемой краски власти свели до минимума, а также позаботились, чтобы баллоны с краской находились в запирающихся местах, откуда их было бы очень сложно украсть. Сами депо очень тщательно охранялись, вокруг них строили стены с колючей проволокой. Все это, естественно, заставило часть райтеров отказаться от идеи бомбинга метро. Многие уходили разрисовывать стены в спальных районах, но оставались и такие, которые решили продолжить этот «бой», ведь каждый новый ход властей они воспринимали как вызов.
Из-за уменьшения количества площадок, где можно было бы наносить свои творения, начался новый раздел территории. До этого разделы территории не были такими агрессивными. Теперь же если райтер шёл на дело, не имея при себе оружия, его могли сильно избить и отнять инструменты. Так что отныне им нужно было не только воображение, но и хорошая физическая подготовка. Команды стали походить на сплочённые бандитские группировки. Если группы натыкались друг на друга, то драки было почти не избежать. По этой причине работы «убивались» не только властями, но и другими командами.
Далее волна становления граффити как отдельного вида изобразительного искусства, пошла на спад. Вся дальнейшая история граффити является оттачиванием уже разработанных форм и стилей.
Так все же, что такое граффити? Граффити - это способ самовыражения. Не самый лучший способ, ведь если подумать, то граффити почти не отличается от простой надписи «Здесь был Вася!» И в том, и в другом случае это выпячивание себя. В одной статье о граффити было в шутку сказано, что первым известным в СССР райтером был Бендер с его надписью. Да, «кусок» - это более красивый способ сказать: «я тоже могу», но не достаточный, чтобы райтер мог утверждать, что когда он рисует - он творит культуру. Граффити превращается из модного увлечения подростков во что-то большее только тогда, когда становится способом преобразования мира. Тогда оно наполняется смыслом, превращаясь в социальное искусство, направленное на борьбу с неравенством. Только в этом случае каждое граффити на стене превращается в произведение искусства, а улицы становятся ареной борьбы за человечество. В такую арену, например, превратились улицы Каракаса с началом Боливарианской Революции. Но социальное граффити - это другая тема.
тэг - это подпись граффитчика, поначалу это были надписи простыми буквами.
бомбинг - нелегальное нанесение рисунков, часто перекрывает другие изображения, например рекламные баннеры или работы других райтеров. Цель бомбы - привлечь чьё либо внимание. Упор делается на скорость рисования, часто в ущерб качеству.