Автор: Глиссуар
Фэндом: Ориджиналы
Рейтинг: G
Жанры: Джен, Юмор, Злобный автор, Стёб, Статьи
Размер: Мини, 8 страниц
Кол-во частей: 3
Статус: закончен
Описание:Допустим, вы решили написать оридж или даже, чем черт не шутит, серьезное произведение, действие которого разворачивается в некотором вами придуманном государстве. И в противовес обыденной и занудной вакханалии демократического либерализма, которая творится в реальной жизни, вы немилосердно решили засунуть своих героев в страну не простую, а самую что ни на есть тоталитарную. Вот несколько основных моментов и нюансов, которые стоило бы учесть, при создании государства с победившей деспотией.
Посвящение: Посвящается Софии и ее Няшке.
Публикация на других ресурсах: Все, что я пишу, кто угодно может использовать как угодно. В том числе и не по назначению.
Примечания автора: К концу получилось серьезнее, чем я хотела написать в начале. Почти скатилась в свой привычный жанр публицистики.
(http://ficbook.net/readfic/131935)
Придумываем свое собственное тоталитарное государство
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться12012-02-14 15:02:05
Поделиться22012-02-14 15:03:02
Общее
Допустим, вы собрались писать серьезное произведение. И место действия в нем играет значительную роль. Вы по своей натуре – перфекционист и любите все продумывать до мелочей, вы не будете прятаться за жалкими отговорками: «Какая разница, сколько подпунктов в 134 статье Уголовного Кодекса Империи Зла, это не главное!!!». Нет, вы хотите, чтобы неосторожный читатель, раз угодивший в ваши сети, уже никогда не выбрался, вам хочется заставить его (читателя) полностью погрузиться в атмосферу вашего произведения, почувствовать себя жителем вашей тоталитарной страны. Эффекту «полного погружения» способствуют детали и высокая степень продуманности. Детали нельзя брать просто с потолка, вы должны их видеть своим внутренним взглядом. Ваше государство должно существовать у вас в голове со всей доступной вам полнотой реальности. Без фантазии тут, увы, как и в любом другом деле, не обойтись. Но фантазии, как ни странно, не достаточно. Нужна еще такая штука как логика. Да простят мне литературоведы, я всего лишь скромный историк, но кажется, это называется «внутренняя логика произведения». Нужны воображение + логика.
Но это все вода и мои пустые рассуждения. А вам нужны конкретные советы. Вы полны решимости породить в мир литературы тоталитарное государство, но вы не знаете, с чего же начать. Все зависит от масштаба ваших начинаний. Чем выше масштабность творящегося у вас в произведении, тем больше вам придется над ним потрудиться. Может, ну его все к черту, а?... Пишите в стиле классических пьес – не выносите действие за пределы одного помещения. Не ваш вариант? Ну, тогда держитесь.
Расширяем кругозор.
Лучше всего для вас и вашего будущего произведения, если вы (Автор с большой буквы) получили высшее образование по специальностям политолог, социолог, историк, экономист или все перечисленное сразу. Если у вас есть научная степень по одной из этих дисциплин и несколько десятков монографий – вообще замечательно. К успеху идете, и не понятно, зачем вам в таком случае заниматься такой ерундой, как написание ориджей. Но, допустим, выдающимися знаниями в упомянутых науках вы не отличаетесь. Возможно, не дай Бог конечно, вы вообще какой-нибудь технарь. В этом случае, прежде чем приняться за работу, вам нужно расширить свой кругозор. У вас тоталитарное государство, а значит, с вероятностью 93,568% имеет место быть такое явление как антиутопия. Тогда, прежде чем приниматься писать свое, полезно почитать чужое. В первую очередь, это произведения Оруэлла «1984» и «Скотный двор», старые добрые отечественные антиутопии «Мы», «Москва 2042» и кое-что из Стругацких. Погуглите сами. Есть вероятность, что после прочтения романа «1984» вы решите, что писать вам вообще ничего не надо, потому что мэтр Оруэлл уже все за вас написал и вы разочаровались в дальнейшем развитии темы. Но в любом случае, без этого опыта советую не начинать, так как «1984» - это классика и прочитать ее стоит независимо от того, собираетесь вы писать про тоталитаризм или нет.
Второй пункт, на которой вам не стоит закрывать глаза – это такой школьный предмет как обществознание. Знаю, мы все в школе его прогуливали. А теперь настало время платить за своих грехи, потому что без теории этого предмета вам не обойтись. Не призываю читать полдюжины учебников за 6-11 классы или бежать каяться к школьному учителю и на коленях умолять его позаниматься дополнительно… Нет, такого не надо. Пока есть еще на службе человечества Интернет, а в нем есть Википедия. Забиваете в строку поиска такие понятия как «политическая система», «типы государства», «формы государственного устройства», «политический режим» и так далее. Проштудировав от силы сотню статей, почувствуете себя минимум бакалавром. Это не только поможет вам систематизировать ваши знания и представления, но и значительно облегчит творческие муки. Можете выписать для себя основные характеристики любого государства и просто выбрать те варианты, которые лучше всего подходят к вашему. Не обижайтесь, я не ставлю под сомнение ваш выдающийся талант. Но люди живут в обществе уже не одну тысячу лет, а ничего кардинально нового еще не придумали, так что не стройте из себя Платона. Сделайте себе шаблон и наложите на него подробности и описания – получится конфетка, я гарантирую это. Ну а теперь по пунктам.
Что? Где? Когда?
Читатель у вас в голове не был, неплохо бы ему объяснить, про что он вообще читает. Тоталитарное государство, отлично. Где оно расположено? На нашей планете или на другой? В параллельном мире? Может быть, альтернативная история? Обдумайте это и решите, хотя бы для себя, если не хотите так сразу раскрывать перед читателем все карты. Некоторые, например я, любят напустить таинственности. Описываемая вами реальность фэнтезийная или фантастическая? Или не то и не другое? Реалистическая, как у Оруэлла, или условно-психоделическая, как у Бредбери?
Что первично в произведении – место действия или персонажи? Это серьезный вопрос, ответьте на него по возможности честно. Если вас в первую очередь занимают ваши персонажи – их чувства, эмоции, поступки, отношения и так далее, то государство, в котором они живут – или просто декорация, которая в принципе ничего не значит, потому что любовь и ненависть остаются таковыми где угодно, либо среда, которая ощутимо влияет на героев. Помните, в школе писали сочинение «Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»? Как больная атмосфера Петербурга чуть не свела с ума способного студента по имени Родион. У Достоевского первичны герои, на первом плане их философия и психология, а окружение, в сущности, – важная, но вторичная вещь. Но бывает и по-другому. Вы ступили на скользкую дорожку политического и социального анализа, и ваша основная цель – на литературном примере обратить внимание на проблемы современного общества, изобличить социальные противоречия, провести очевидную аналогию с реалиями своего времени или показать тоталитаризм с какой-то новой стороны. Короче, решите, в чем ваша цель – раскрыть Машу и Петю с помощью окружающей их среды или раскрыть среду на примере жизней Маши и Пети. Если не можете этого определить, либо вы необыкновенно талантливы и вот-вот родите шедевр, либо, что более вероятно, у вас нет идеи и пишете вы «ниочем».
Когда и где все это происходит? Если страна существует в одной далекой-далекой галактике, то это еще не так важно. Но если в нашем мире и на нашей планете, то читателям обычно хочется узнать точную дату – когда же ждать описываемых вами социальных катаклизмов – через тысячи лет, а может, через сотню, или через пару десятков лет, а может сразу после президентских выборов в марте 2012 года. Ну Бог с ней, с датой. Чтобы погрузиться в описываемое автором время вовсе не обязательно знать точную дату, куда важнее понять эпоху в целом. На каком уровне развития находится ваше общество, если предположить, что оно все-таки связано с известными реалиями нашего мира. Сразу скажу, что ограничений тут нет. Люди, как известно, не меняются, человеческий коллектив существует по одним и тем же принципам вот уже тысячи лет, так что тоталитарная система может сложиться в любом обществе на любом уровне технического и культурного развития. Но чаще всего речь идет об индустриальном либо постиндустриальном обществе – традиция жанра, ничего не поделаешь.
Где территориально расположено ваше государство? Какая флора и фауна, как дела с климатом – глобальное потепление усугубилось или настала ядерная зима? Даже если ничего не изменилось, не будет лишним это как-нибудь ненавязчиво обозначить. Например, как-нибудь так: «Гражданин номер 3789-х улучил момент, когда Хранитель Порядка отвернется, и украдкой посмотрел в окно, не думая о том, что за одно это его могут расстрелять. Погода была замечательная – светило солнце, оживляя холодный, но безветренный зимний день, кружась и порхая на серую мостовую мягко сыпались первые в этом году снежинки. Создавалось впечатление, что ни солнцу, ни снежинкам нет никакого дела до систематических ущемлений гражданских прав и свобод в государстве.»
Имейте в виду, что страна не обязательно расположена на поверхности земли – это уже стало мейнстримом. А вот тоталитаризм под землей или под водой, на гигантской рукотворной конструкции, свободно дрейфующей в космическом пространстве – не сказать, что шибко свежо, но хотя бы не банально. Но это все извращения. Вы не хотите доводить до таких крайностей. У вас все стандартно – обычное тоталитарное государство неопределенного будущего, жители которого имеют по две ноги и по одной голове каждый.
Поделиться32012-02-14 15:03:43
В некотором царстве, в некотором государстве…
Естественно, нужно придумать для страны самое основное: название и расположение. Государства бывают разными: это может быть огромная империя, поработившая почти весь мир или же сравнительно небольшая община-резервация, управляемая фанатиками. Если у вашей страны есть геополитические конкуренты (а куда без них!), то скорее всего вам пригодится политика «железного занавеса» и информационный карантин. Вы же не хотите, чтобы ваши граждане контактировали с врагами и набирались от них всяких либеральных идеек? Какие народы проживают в стране – один или несколько? Какова численность населения? На чем основывается экономика? (Хотя, мы же все знаем, что на круглосуточном рабском труде, на чем же еще ей основываться в тоталитарном государстве). Ограничений в выборе модели экономики быть не должно. Плановая экономика не обязательно связана с тоталитаризмом, а при капитализме тоже бывает жестокая деспотия. Поскольку вы сами выступаете творцом своей страны, можете смело смешивать экономические формации – развитой капитализм + легализированное рабство + остатки феодальной системы – почему нет.
История.
Никому не будет хуже, если вы внесете в ваш оридж немного предыстории. Как образовалась деспотия, в результате каких событий, кто стал первым лидером нового государства и какая судьба постигла этого человека. Тут лучше всего помогут параллели с реальной историей. Например, два разных способа достижения власти в государстве – путем революции и вооруженного захвата власти (Ленин в 1917) и через демократические выборы с последующей узурпацией власти (Гитлер в 1933). Иногда смена политической системы не подразумевает смены главы государства и правящей верхушки, но такое резкое ужесточение политики бывает крайне редко и «гладко» обычно не проходит. Подумать о первом лидере (он же может быть и основателем идеологии – два в одном) стоит хотя бы потому, что вашему главному герою придется как-то передвигаться в пространстве, возможно даже бродить по улицам, на каждой из которых должен стоять здоровенный памятник, которому положено кланяться, проходя мимо. Как-то так: « Совсем недавно был принят новый закон, в соответствие с которым каждый гражданин раз в сутки обязан был целовать пьедестал, на котором стояла величественная 120-ти метровая статуя Великого Вождя, выполненная из чистого золота, за уклонение от целования грозил расстрел. Главная проблема заключалась в том, что чтобы отстоять очередь к статуе, нужно было 25 часов, а законопроект об увеличении суток на 1 час все еще был в разработке ».
Идеология.
Без идеологии никуда, запомните это! С нее все начинается, и на ней все замыкается. Идеология – основа и необходимое условие существования тоталитарного государства, поэтому обойти ее стороной никак не получится. Придумывание оригинальной идеологии – занятие безумно интересное, но тут ничего конкретного, естественно, не посоветуешь. Неплохо бы обозначить, как соотносятся религия и идеология в государстве – существуют независимо друг от друга, отвечая за принципиально разные социальные сферы, находятся в состоянии противоречия и противостояния (как, например, было в СССР) или составляют единое целое (вариант, когда либо религия является официально идеологией, либо идеология берет на себя функцию и атрибутику религии). Помните, что обычно, у самой такой стандартной идеологии есть следующие пункты:
1) отец-основатель, вождь, пророк и тд;
2) положение о превосходстве кого-то над кем-то, а еще лучше над всеми;
3) враг, который стремится уничтожить идеологию и всех ее последователей (может быть как реальным, так и выдуманным в целях пропаганды);
4) очень много пафоса (побольше всего великого, священного, идеи о беззаветной преданности, верности и готовности к самопожертвованию);
5) основная книга, в которой изложена вся суть идеологии.
Вроде все.
Небольшое отступление в сторону философии. И религия и идеологии должны выполнять две свои главные функции – они созданы для того, чтобы спасать людей от смерти и от одиночества. Первичные задачи этих социальных институтов:
1) объединять людей через общую веру во что бы то ни было, создавая условия для их продуктивного взаимодействия;
2) облегчать страх смерти идеей о некоторой посмертной справедливости и сохранении после смерти если не самого сознания, то хотя бы памяти о личности.
Это основное, а остальное нужно придумать вам самим.
Поделиться42012-02-14 15:04:18
Власть имущие и власти предержащие.
Государству не обойтись без правительства. Если конечно, у вас не какое-то особенное государство, которое как-то обходится без правительства. В этом случае, разбирайтесь сами, можете попутно защитить пару кандидатских, если смоделируете такое государство. В более стандартном случае вам скорее всего понадобятся следующие компоненты:
1) лидер (обязательно в единственном экземпляре);
2) господствующий класс (надо же лидеру на кого-то опираться. Это могут быть военные, если у вас милитократия, могут быть служители культа, если у вас теократия, может быть просто кучка приближенных. Вообще, есть огромное множество всяких –кратий, выбирайте любую, не подходит только демократия и охлократия (что в принципе одно и тоже).
Не поленитесь, и придумайте своему государству достойного лидера. Согласитесь, выживший из ума лысеющий старый маразматик с пивным животиком и склонностью к истерикам вряд ли подходит на роль деспота. Или при нем должен быть «серый кардинал» из числа ближайших подчиненных, который обладает реальной властью. Вообще, если у читателей возникнет вопрос «Как же люди все это терпят???», в качестве ответа вполне подойдет наличие лидера-обаяшки, которого народ боготворит. Кроме лидера, нужны еще суды, министерства или их аналоги, контролирующие органы. Важно помнить одно: в тоталитарном государстве вообще и в деспотии в частности власть централизованная и нет разделения. И если главный герой чем-то не угодил государству, то никакой суд его не защитит, разве что тот, в который в Гааге.
Только массовые расстрелы спасут Родину…
Вот мы добрались до самого интересного, а именно – репрессивных органов. Оговоримся: репрессии – любая карательная мера государства. Репрессивный аппарат должен быть разработан в совершенстве. У главного карательного органа должно быть безобидное название, которое вместе с тем известно с пеленок каждому жителю и внушает инстинктивный трепет… Оруэлл в своем романе «1984» окрестил этот орган «министерством любви» - очень тонко и изящно. Можно использовать аббревиатуру, но не забыть пояснить ее значение. Как именно аппарат осуществляет контроль жизни людей? Какие методы и средства может использовать? Кто контролирует самих контролирующих? Фантазии есть где развернуться.
Следует учесть такой психологический аспект, что в по-настоящему тоталитарных государствах репрессии и политические чистки осуществляются при очень активной помощи самого населения. Стучим, доносим, ябедничаем… Чтобы контроль со стороны власти был полным, в обществе должна быть атмосфера постоянного страха, недоверия и ожидания предательства. А если людей объединяет общая ненависть к представителям карательных органов, то эти самые органы теряют силу. И вовсе даже не обязательно втыкать по десятку скрытых камер в каждой комнате (хотя лишней такая мера не будет), когда у каждого человека есть соседи, которые наблюдательнее любой скрытой камеры.
В помощь министерству нужна особая полиция (тайная/секретная/политическая полиция, полиция мыслей и так далее). Слово «полиция» только для обозначения сути, обозвать, естественно, можно как угодно. Кстати, даже у вас все-таки полиция, причем тайная, о ней все равно может знать все население. Людям обычно дают понять, кого или чего им стоит опасаться в случае непослушания.
Население.
Ну а что из себя представляет гражданское население тоталитарного государства? При описании такого рода общества следует учитывать некоторые особенности человеческой психологии. В первую очередь, социальная картина зависит от политической. Если тоталитаризм сложился недавно, в течение одного или двух поколений общество будет сохранять прежнее сознание. С новой жесткой политической системой людям помогает примириться вера в то, что им грозит опасность извне или надежда на скорое улучшение ситуации. Если с момента установления системы прошло значительное время, то поздравляю – вы обладатель настоящего, развитого, махрового тоталитаризма. Если политическая система уже исчерпала себя и предвидится кризис, то в обществе прорастают диссидентские и революционные движения, постепенно растет протестное настроение. Вам нужно будет выбрать одну из трех стадий (хотя было бы очень интересно показать их все по очереди, построив произведение как историческую хронику).
Выглядит это в очень упрощенном варианте так: «Гражданин номер 3789-х отмечал, что со времени установления новой власти кое-то стало значительно хуже, но многое заметно улучшилось. Поэтому он терпел то, что ему не нравилось, полагая, что в этом его долг перед страной. Позднее гражданин номер 3789-х забыл о прежней жизни и смирился с окружающей действительностью, уяснив и приняв основные правила, он не чувствовал себя несчастным или обманутым. Когда система начала дряхлеть и слабеть, гражданин номер 3789-х убедился, что незначительное нарушение правил не влечет немедленного наказания, и осмелел, он остро осознал социальную несправедливость по отношению к себе любимому и начал пассивно бунтовать – например, травить политические анекдоты в очереди».
Психология человека, воспитанного в тоталитарной политической системе несколько отличается от нашего. В первую очередь, для него на первом месте всеобщая справедливость, а не свобода, общественное благо, а не личное. Государство в целом и лидера в отдельности гражданин воспринимает положительно, безоговорочно одобряя каждый его шаг. Повседневный быт человека строго регламентирован, а его личные суждения предопределены идеологией. Человек тоталитарного общества не склонен заниматься самокопанием, не всегда готов проявить инициативу и взять на себя ответственность. Встречаются разные типажи людей, среди самых распространенных в искусстве можно выделить следующие:
1) восторженный фанатик, который слепо и верит любому слову идеологического лидера, способен на выдающиеся поступки, но полностью лишен креативности;
2) волевой человек, строго соблюдающий букву закона, получив приказ может проявлять изобретательность в его исполнении, но никогда не выходит за рамки;
3) личность, склонная к креативности и самовыражению, имеет собственное представление о том, как будет лучше и умеет действовать во благо системе вопреки самой системе, но получив полную свободу теряет стимул к деятельности;
4) человек, в принципе склонный к протесту, как правило не несет к себе никакого созидательного начала, революционер по натуре. Есть еще личности в принципе индифферентные ко всему вокруг, в том числе и к политике, но они редко становятся главными героями. Разумеется, можно придумать своего героя – такого, какого хочется автору. Нужно лишь помнить при этом, что каждый – дитя своего времени.
Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать и чем могу поделиться с теми, кому охота поэкспериментировать в этой теме. На последок еще напомню не скупиться на всякие детали – придумайте новое летоисчисление, новые праздники, особую одежду, отличительные знаки для разных классов, символику государства, всякие бытовые мелочи и так далее. Если со всем этим обращаться умело – не перегружать незначительными и малоинтересными подробностями каждое предложение, а добавлять к месту, показывая читателю высокую степень продуманности мира, то ваше произведение от этого только выиграет. Удачи.