Форматы фотографий

На сегодня не обязательно знать в каком формате сохраняются фотографии в вашей цифровой камере, но если вы хотите более профессионально подходить к вопросу фотографирования, эта информация будет не лишней. При приобретении камеры, это второй по значимости параметр (после емкости матрицы), на который обращают внимание начинающие фотографы. Большинство цифровых камер имеют возможность записывать изображения в формате JPEG, многие могут писать в формате TIFF и особо продвинутые, профессиональные камеры могут писать в формате RAW. Рассмотрим все форматы и определим их преимущества и недостатки.

JPEG

Этот формат фотографий был разработан задолго до появления цифровых камер и предназначен был для передачи изображения по каналам связи и публикаций в Интернет. Основное внимание уделяется компактности файлов, но это происходит за счет потери качества исходной информации. Формат предусматривает такие алгоритмы обработки, чтоб сохранялась львиная доля информации о яркости пикселов. Цвет вычисляется на основе урезанных данных. Поэтому в этом формате изображения записываются с существенными потерями цвета и менее сущ потерями яркости и контраста. Понятно, что все зависит от поставленной задачи и в студийной работе никто не будет использовать этот формат для хранения файлов. Таким образом этот формат обеспечивает достаточное качество для любительских фотографий и просмотра снимков на мониторе, публикаций в Интернете и печати до формата А4 включительно. На отпечатках большого размера уже становится видно все погрешности и потери в качестве, обусловленные сжатием.
Подведя итоги можно выделить преимущества формата фотографий JPEG:
-Возможность достигать большого сжатия, при достаточно приемлемом качестве изображения.
и недостатки:
-Происходит потеря в качестве (степень сжатия выбирается при сохранении файла).
-Этот формат не подходит, если необходимо сохранить четкие границы фотографии и векторную графику.

TIFF

Этот формат широко используется в компьютерной графике. Он позволяет сохранять изображения с большой глубиной цвета (до 48 бит) без потерь данных о яркости и цвете. Внутри файла данные упаковываются широко известными обратимыми алгоритмами сжатия, что позволяет сохранять графическую информацию. За это приходится платить большим объемом файла. С позиции цифровой фотографии это очень большой недостаток, так как емкость сменных носителей пока на два порядка меньше чем жестких дисков компьютера.
В цифровой камере запись в этот формат отличается от записи в JPEG только последним этапом, когда обработанное процессором изображение кодируется в файл. До этого данные проходят одинаковый путь.
Поэтому на реальных задачах в 99 процентах случаев разницу в качестве снимка, записанного в TIFF и JPEG (при невысокой степени сжатия) можно не принимать во внимание.
На фото сделанного компактной камерой эту разницу не заметит даже эксперт.

RAW

С этим форматом фотографий непосредственно работают все цифровые камеры, он является родным для камер. Вся информация с сенсора камеры записывается в необработанном виде, что дает максимальный запас информации о фотографии. Все эти преимущества используются профессиональными фотографами для последующей обработки работ. Для удобства необходимо перенести матрицу на компьютер через раф-конвертор и там непосредственно корректировать изображения.
Во-первых, коррекция экспозиции. Удается существенно улучшить кадры, снятые с передержкой в 2-3 ступени и недодержкой в 0,5 ступени, т.е. возможно восстановить детали, соответственно, в тенях и в свете.
Во-вторых, коррекция баланса белого. Если при съемке вы ошиблись и не правильно выставили баланс белого, это не означает что кадр потерян. При обработке RAW-файла эту ошибку легко исправить. Дело в том, что когда вы выставляете в камере баланс белого, то это не влияет на сам процесс съёмки: баланс белого - это инструкция программному обеспечению камеры, как обрабатывать данные с матрицы. При съемке в RAW не имеет значения, какой баланс белого установлен на данный момент. Его можно установить в процессе конвертации RAW-файла. Кроме того, многие программы-конвертеры позволяют определять баланс белого "по образцу". Надо найти нейтрально-серый объект на снимке, щелкнуть по нему мышкой, и программа пересчитает цвета так, чтобы этот объект стал действительно нейтрально-серым. Такой способ корректировки можно провести и с другим форматом, но все же RAW-файл имеет не 8-ми, а 10-12 битные данные.
Это основные возможности и преимущества RAW-файла.